+7(495)790-7117
или
Отправить запрос
на расчёт

Кодекс торгового мореплавания РФ

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации

Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.

Отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются также издаваемыми в соответствии с настоящим Кодексом указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты).

Статья 2. Понятие торгового мореплавания

Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:

  • перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты;
  • рыбного и иных морских промыслов;
  • разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов;
  • лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
  • охраны морских промыслов, санитарного, карантинного и другого контроля;
  • защиты и сохранения морской среды;
  • проведения морских научных исследований;
  • учебных, спортивных, культурных и иных целей.

Статья 3. Сфера применения правил настоящего Кодекса

1. Правила настоящего Кодекса распространяются:

  • на морские суда - во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если законом или международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное;
  • на суда внутреннего плавания, а также смешанного (река-море) плавания - во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозки грузов, пассажиров и багажа с заходом в иностранный морской порт, спасательной операции и при столкновении с морским судном.

2. Правила настоящего Кодекса, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются:

  • на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые исключительно в некоммерческих целях;
  • на некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

В случаях, когда в Кодексе прямо предусмотрено, что его правила распространяются на суда и грузы, указанные в настоящем пункте, правила настоящего Кодекса не должны использоваться в качестве основания для изъятия, ареста и задержания таких судов и грузов.

Статья 4. Свобода договора

1. Условия договора, регулируемого настоящим Кодексом, определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующих условий предписано настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

2. Если условия договора, регулируемого настоящим Кодексом, не определены сторонами или диспозитивной нормой настоящего Кодекса, соответствующие условия определяются обычаями торгового мореплавания, применимыми к отношениям сторон.

Статья 5. Перевозка и буксировка между морскими портами Российской Федерации

Перевозка и буксировка между морскими портами Российской Федерации (каботаж) осуществляются судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации или в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, перевозка и буксировка между морскими портами Российской Федерации (каботаж) могут осуществляться судами, плавающим под флагом иностранного государства.

Статья 6. Государственное управление в области торгового мореплавания

1. Государственное управление в области торгового мореплавания осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

2. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями, а также гражданами правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права по вопросам торгового мореплавания, за исключением, предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации издает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения организациями, а также гражданами, деятельность которых связана с использованием судов рыбопромыслового флота, правила, инструкции и иные акты, содержащие нормы права по вопросам торгового мореплавания.

4. Навигационно-гидрографическое обеспечение морских путей осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области обороны.

Статья 7. Государственный надзор за торговым мореплаванием

1. Государственный надзор за торговым мореплаванием в Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с правилами настоящей статьи.

2. Основными направлениями государственного надзора за торговым мореплаванием, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, являются:

  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании, а также относящихся к торговому мореплаванию международных договоров Российской Федерации;
  • организация дипломирования специалистов морского флота;
  • общее руководство государственной регистрацией морских судов, лоцманской службой и службой движения судов в морских портах;
  • координация действий спасательных служб.

3. Основными направлениями государственного надзора за торговым мореплаванием, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, являются:

  • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании, а также относящихся к торговому мореплаванию международных договоров Российской Федерации в отношении судов рыбопромыслового флота;
  • организация дипломирования специалистов морских судов рыбопромыслового флота;
  • общее руководство государственной регистрацией морских судов рыбопромыслового флота, лоцманской службой и службой движения судов в морских рыбных портах.

4. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства совместно осуществляют государственный надзор за охраной человеческой жизни на море, за состоянием морских путей и обеспечением защиты и сохранения морской среды.

Статья 8. Судно

Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.

Правила настоящего Кодекса применяются к построенному судну с момента его спуска на воду.

Под судами рыбопромыслового флота в настоящем Кодексе понимаются суда, используемые для добычи и обработки рыбы и других продуктов моря, приемо-транспортные суда, вспомогательные суда и суда специального назначения, обслуживающие рыбопромысловый комплекс.

Статья 9. Судовладелец

Под судовладельцем в настоящем Кодексе понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Статья 10. Морской порт, портовые власти

1. Под морским портом (кроме морского рыбного порта) в настоящем Кодексе понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенной территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, и пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в порту.

2. Под морским рыбным портом в настоящем Кодексе понимается подведомственный федеральному органу исполнительной власти в области рыболовства специализированный порт, основным видом деятельности которого является комплексное обслуживание судов рыбопромыслового флота.

3. Под портовыми властями в настоящем Кодексе понимаются соответствующие администрации морских портов, осуществляющие административно-властные и другие возложенные на них Правительством Российской Федерации полномочия.

Статья 11. Расчетная единица

1. Расчетная единица, предусмотренная статьями 167, 179, 198, 319, 330, 358 и 359 настоящего Кодекса, является единицей специального права заимствования, как она определена Международным валютным фондом.

2. Перевод расчетной единицы в рубли осуществляется по курсу Центрального банка Российской Федерации, определяемому в случаях, предусмотренных:

  • статьями 167, 179 и 198 настоящего Кодекса, - на дату вынесения решения судом, арбитражным судом или третейским судом или дату, согласованную сторонами;
  • статьями 319 и 330 настоящего Кодекса, - на дату создания фонда ограничения ответственности;
  • статьями 358 и 359 настоящего Кодекса, - на дату создания фонда ограничения ответственности, производства платежа или предоставления обеспечения, эквивалентного платежу.

РАЗДЕЛ II. СУДНО ГЛАВА 1. СОБСТВЕННОСТЬ НА СУДНО

Статья 12. Субъекты права собственности на судно

1. Суда в Российской Федерации могут находиться в собственности:

а) граждан и юридических лиц;

б) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

в) муниципальных образований.

2. Суда с ядерными энергетическими установками могут находиться только в собственности Российской Федерации.

Статья 13. Права собственника судна, регистрация права собственности на судно

1. Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

2. Право собственности на судно подлежит регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.

Статья 14. Передача судна в доверительное управление

1. Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления этим судном за вознаграждение в интересах собственника.

Судно, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление.

Передача судна в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

2. Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.

3. Доверительным управляющим может быть компетентный в управлении и эксплуатации судов индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением государственного унитарного предприятия.

4. В договоре доверительного управления судном должны быть указаны: характеристика судна, передаваемого в доверительное управление, наименование организации или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление судном, размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договором, срок действия договора.

ГЛАВА 2. ФЛАГ И НАЦИОНАЛЬНОСТЬ СУДНА

Статья 15. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации

1. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности:

а) граждан Российской Федерации;

б) юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

г) муниципальных образований.

2. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть временно предоставлено иностранному судну, переданному в пользование и владение российскому фрахтователю по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), если: а) российский фрахтователь, внесший предложение о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации, гарантирует, что судно будет укомплектовано экипажем в соответствии с законодательством Российской Федерации и подчиняться законодательству Российской Федерации о труде, безопасности мореплавания и судовых документах, а также о защите морской среды от загрязнения;

б) собственник судна дал письменное согласие на временный перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;

в) залогодержатели ипотеки судна или иного обременения судна того же характера, установленных и зарегистрированных согласно законодательству государства собственника судна, дали письменное согласие на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;

г) законодательство государства собственника судна не запрещает предоставления судну права плавания под флагом иностранного государства.

3. Решение о предоставлении права плавания под Государственным флагом Российской Федерации иностранному судну, за исключением рыбопромыслового судна, принимается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а иностранному рыбопромысловому судну - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть предоставлено судну на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера. Срок действия бербоут-чартера для целей смены флага не может быть менее одного года.

Подтверждение о прекращении действия решения о предоставлении права плавания под Государственным флагом Российской Федерации принимается в том же порядке, что и само решение.

Статья 16. Возникновение права плавания под Государственным флагом Российской Федерации

1. Судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации его в одном из реестров судов Российской Федерации.

2. Судно, приобретенное за границей, пользуется правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента выдачи консульским учреждением Российской Федерации временного свидетельства, удостоверяющего это право и действительного до внесения судна в Государственный судовой реестр или судовую книгу, но не более одного года.

Статья 17. Национальность судна

1. Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет российскую национальность.

2. Судно российской национальности обязано нести Государственный флаг Российской Федерации.

Статья 18. Утрата права плавания под Государственным флагом Российской Федерации

Судно утрачивает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, если:

а) оно перестает соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 15 настоящего Кодекса;

б) бербоут-чартер, в соответствии с которым иностранное судно было передано в пользование и владение российскому фрахтователю, прекратил свое действие в связи с истечением срока;

в) собственник иностранного судна, его российский фрахтователь по бербоут-чартеру или залогодержатель ипотеки судна или иного обременения судна того же характера потребовал прекращения бербоут-чартерной регистрации до истечения срока бербоут-чартера.

Статья 19. Временный перевод судна под флаг иностранного государства

1. При предоставлении судна в пользование и владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру судно временно утрачивает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, если:

а) собственник судна дал письменное согласие на временный перевод судна под флаг иностранного государства;

б) при отсутствии предварительного удовлетворения ипотеки судна, если она была установлена и зарегистрирована в установленном порядке, залогодержатели ипотеки дали письменное согласие на перевод судна под флаг иностранного государства;

в) законодательство государства фрахтователя не содержит положений, запрещающих предоставление судну права плавания под флагом этого государства и возврат судна под флаг государства, в реестре которого оно было зарегистрировано непосредственно до смены флага.

2. Решение о переводе любого судна, кроме судна рыбопромыслового флота, под флаг иностранного государства принимается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а о переводе судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Судно может быть переведено под флаг иностранного государства на срок, не превышающий двух лет, с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия бербоут-чартера. Срок действия бербоут-чартера для целей смены флага не может быть менее одного года.

Подтверждение о прекращении действия решения о переводе судна под флаг иностранного государства принимается в том же порядке, что и само решение.

ГЛАВА 3. ИДЕНТИФИКАЦИЯ СУДНА

Статья 20. Название судна

1. Судно, которое вносится в Государственный судовой реестр или судовую книгу, должно иметь свое название.

Название судна присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

2. Название судна может быть изменено при переходе права собственности на судно или при наличии других достаточных на то оснований.

Об изменении названия судна немедленно уведомляются залогодержатели зарегистрированных ипотек.

Статья 21. Позывной сигнал

1. Судну присваивается позывной сигнал. Кроме позывного сигнала судну, в зависимости от его технической оснащенности, присваиваются также идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции.

2. Порядок присвоения позывного сигнала устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи, а идентификационного номера судовой станции спутниковой связи и номера избирательного вызова судовой станции - уполномоченной организацией в области электрорадионавигации и спутниковой связи.

ГЛАВА 4. ТЕХНИЧЕСКИЙ НАДЗОР И СУДОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Статья 22. Органы технического надзора и классификации судов

1. Технический надзор за судами (пункт 2 статьи 23) и их классификация (статья 24) осуществляются российскими органами технического надзора и классификации.

2. Органы технического надзора и классификации судов издают правила, относящиеся к проектированию и постройке судов, их ремонту и эксплуатации, изготовлению материалов и изделий для них.

Органы технического надзора и классификации судов имеют право при невыполнении их правил запрещать эксплуатацию судов, судовых механизмов, устройств и других судовых технических средств и изымать ранее выданные ими документы, разрешающие их эксплуатацию.

3. Органы технического надзора и классификации судов действуют на основании учредительных документов, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Статья 23. Технический надзор за судами

1. Судно может быть допущено к плаванию лишь после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания.

2. Технический надзор за пассажирскими, грузо-пассажирскими, нефтеналивными, буксирными и другими самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее 55 кВт и несамоходными судами валовой вместимостью не менее 80 регистровых тонн осуществляется органами технического надзора и классификации судов (пункт 1 статьи 22).

3. Технический надзор за судами, не указанными в пункте 2 настоящей статьи, осуществляется органами технического надзора, на которые такой надзор возложен Правительством Российской Федерации.

Статья 24. Классификация судов

Судам, указанным в пункте 2 статьи 23 настоящего Кодекса, присваивается класс в соответствии с техническими требованиями органов технического надзора и классификации судов. Присвоение класса удостоверяется классификационным свидетельством.

Статья 25. Основные судовые документы

1. Судно должно иметь следующие основные судовые документы:

а) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

б) свидетельство о праве собственности на судно;

в) свидетельство о годности к плаванию;

г) пассажирское свидетельство, если судно перевозит более 12 пассажиров;

д) мерительное свидетельство;

е) свидетельство о грузовой марке;

ж) свидетельство о предотвращении загрязнения с судов нефтью, сточными водами и мусором;

з) лицензию судовой радиостанции и радиожурнал (если судно имеет судовую радиостанцию);

и) судовую роль;

к) судовой журнал;

л) машинный журнал (для судов с механическим двигателем);

м) санитарный журнал;

н) журнал операций с хоз-фекальными сточными водами и мусором;

о) журнал нефтяных операций;

п) журнал нефтяных операций для танкеров;

р) судовое санитарное свидетельство на право плавания.

Судно, зарегистрированное в судовой книге, вместо документов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящей статьи, должно иметь судовой билет.

2. Судно, используемое для охраны морских промыслов, санитарного, карантинного и другого контроля, а также спортивное судно может не иметь свидетельства о грузовой марке и мерительного свидетельства. Однако судно, используемое для охраны морских промыслов, санитарного, карантинного и другого контроля, может быть подвергнуто определению вместимости упрощенным способом с выдачей соответствующего удостоверения.

Судно, плавающее в портовых или прибрежных морских водах, может не иметь судового машинного и санитарного журналов, если иное не установлено органами, осуществляющими технический надзор за судами.

Статья 26. Дополнительные судовые документы

Судно должно иметь, кроме документов, указанных в статье 25 настоящего Кодекса, и другие документы, предусмотренные правилами, издаваемыми органом, осуществляющим технический надзор за судами.

Статья 27. Судовые документы для некоторых категорий судов

Самоходное судно с главными двигателями мощностью менее 55 кВт и несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн должны иметь следующие судовые документы:

а) судовой билет;

б) свидетельство о годности к плаванию;

в) судовую роль.

Статья 28. Судовые документы для судов заграничного плавания

Судно, выходящее в заграничное плавание, кроме документов, указанных в статьях 25-27 настоящего Кодекса, должно иметь документы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации.

Статья 29. Органы, выдающие судовые документы

1. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, судовой билет и свидетельство о праве собственности на морское судно выдаются органом (должностным лицом), осуществляющим его регистрацию.

2. Свидетельство о годности к плаванию выдается органом, осуществляющим технический надзор за судном (пункты 2 и 3 статьи 23).

3. Меритальное свидетельство, пассажирское свидетельство, свидетельство о грузовой маре, свидетельство о предотвращении загрязнения с судов нефтью, сточными водами и мусором выдаются органами технического надзора и классификации судов. С разрешения этих органов отдельные категории судов могут не иметь мерительного свидетельства или свидетельства о грузовой марке.

4. Судовые документы для судов заграничного плавания (статья 28), предусмотренные международными договорами Российской Федерации, выдаются органом технического надзора и классификации судов, который сертифицирован соответствующей международной организацией на соответствие стандартам Международной организации по стандартизации.

5. Лицензия судовой радиостанции выдается федеральным органом исполнительной власти в области связи.

6. Судовое санитарное свидетельство на право плавания выдается органами санитарно-эпидемиологического надзора на водном транспорте Российской Федерации.

7. За выдачу документов, указанных в настоящей статье, взимаются сборы, утверждаемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 30. Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства

Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства и посещающего порты российской Федерации, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации.

Статья 31. Требования, предъявляемые к судовым документам

Судовые документы должны находиться на судне в подлиннике, за исключением свидетельства о праве собственности на судно и судового билета, которые могут находиться на судне в копии, заверенной органом (должностным лицом), выдавшим такие документы.

Статья 32. Правила ведения судовых документов и хранения судового журнала

1. Судовая роль, а также журналы, указанные в подпунктах "к"-"п" пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса, ведутся по форме и правилам, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а для судов рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

2. Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на постоянное хранение в порт (место) регистрации судна.

3. Судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации.

В случае продажи судна и регистрации его в реестре судов иностранного государства судовой журнал предоставляется для ознакомления и снятия копий лицам, имеющим право на получение соответствующей информации, за период, предшествующий его продаже.

РАЗДЕЛ III. РЕГИСТРАЦИЯ СУДОВ

Статья 33. Реестры судов

. Судно подлежит обязательной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации:

а) Государственном судовом реестре;

б) судовой книге;

в) бербоут-чартерном реестре.

2. Порядок ведения реестров судов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, устанавливается Правилами регистрации судов в морских портах в соответствии с правилами настоящего раздела.

Правила регистрации судов в морских торговых портах утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а Правила регистрации судов в морских рыбных портах - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

3. В Государственном судовом реестре регистрируются суда, технический надзор за которыми осуществляется органами технического надзора и классификации судов (пункт 2 статьи 23).

Суда, технический надзор за которыми осуществляется другими органами (пункт 3 статьи 23), регистрируются в судовых книгах.

Внесению в Государственный судовой реестр и в судовые книги не подлежат шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна.

4. Иностранное судно, зафрахтованное по бербоут-чартеру, которому в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 15 настоящего Кодекса временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, должно быть зарегистрировано в бербоут-чартерном реестре.

Статья 34. Государственные суда, используемые исключительно в некоммерческих целях

1. Суда, находящиеся в собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые исключительно в некоммерческих целях, кроме военных кораблей, военно-вспомогательных судов и пограничных судов, регистрируются в Государственном судовом реестре или судовой книге в соответствии с правилами настоящего раздела.

2. Суда, зарегистрированные в порядке, ином, чем установлено пунктом 1 настоящей статьи, могут быть перерегистрированы в соответствии с правилами настоящего раздела в случае их использования в коммерческих целях.

Статья 35. Должностные лица и органы, осуществляющие регистрацию судов

1. Регистрация судов, технический надзор за которыми осуществляется органами технического надзора и классификации судов (пункт 2 статьи 23), осуществляется капитаном морского торгового порта, за исключением судов рыбопромыслового флота, регистрация которых осуществляется капитаном морского рыбного порта.

2. Все другие суда, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, регистрируются органами технического надзора за такими судами (пункт 3 статьи 23).

Статья 36. Сборы за регистрацию судов

За регистрацию судна в Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре и за любые изменения, вносимые в них, взимаются сборы, определяемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 37. Условия регистрации судов

1. Судно может быть зарегистрировано только в одном реестре судов Российской Федерации.

2. Судно, которое было зарегистрировано в реестре иностранного государства, может быть зарегистрировано в государственном судовом реестре или судовой книге после его исключения из реестра иностранного государства и представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено или будет незамедлительно исключено из реестра с момента его новой регистрации.

Регистрация российского судна в реестре судов иностранного государства не признается, если судно не исключено в установленном порядке из Государственного судового реестра или судовой книги.

3. Иностранное судно, зафрахтованное российским фрахтователем по бербоут-чартеру, может быть зарегистрировано в Российской Федерации в бербоут-чартерном реестре после приостановления его регистрации в государстве, в котором судно было зарегистрировано непосредственно до смены флага.

Равным образом российское судно, зафрахтованное иностранным фрахтователем по бербоут-чартеру, может быть зарегистрировано в бербоут-чартерном реестре иностранного государства при условии приостановления его регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.

Статья 38. Регистрация иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру

1. Регистрация иностранного судна в бербоут-чартерном реестре производится после принятия решения о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации (пункт 3 статьи 15) в месячный срок по заявлению фрахтователя на основании:

а) выписки из реестра судов государства, в котором судно было зарегистрировано непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателей ипотеки судна или иного обременения судна того же характера, если они имеются;

б) сведений об идентификационном номере судна;

в) письменного согласия собственника судна и залогодержателей зарегистрированной ипотеки судна или иного обременения судна того же характера на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;

г) документа компетентных властей государства регистрации судна непосредственно до смены флага, подтверждающего, что на период бербоут-чартерной регистрации судно освобождается от обязанности плавать под флагом этого государства;

д) оригинала и копии бербоут-чартера;

е) свидетельства о годности судна к плаванию;

ж) мерительного свидетельства;

з) пассажирского свидетельства (для пассажирского судна).

2. При регистрации судна в бербоут-чартерном реестре выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном предоставлении права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Статья 39. Сведения, подлежащие внесению в Государственный судовой реестр или судовую книгу

Суда регистрируются в Государственном судовом реестре или судовой книге на имя собственника или собственников.

В Государственный судовой реестр или судовую книгу вносятся следующие основные сведения:

а) порядковый регистрационный номер и дата регистрации судна;

б) название судна (настоящее и прежнее), порт (место) предыдущей регистрации и дата аннулирования е (если таковые имеются);

в) порт (место) регистрации и идентификационный номер судна;

г) позывной сигнал судна, если он имеется;

д) наименование судостроительной верфи, место и год постройки судна;

е) тип и назначение судна, район его плавания...