+7(495)790-7117
или
Отправить запрос
на расчёт

Нехватки подвижного состава для контейнерных перевозок из Владивостока в Москву больше нет?

14.01.2009

 Падение объема грузоперевозок железной дорогой ускоряется. В декабре 2008 года он в целом уменьшился на 26,3%, РЖД снизило перевозки на 28%. Падение перевозок затронуло также морской и речной транспорт.

 Грузооборот по всей сети российских железных дорог составил в 2008 году 2 трлн 420 млрд тарифных тонно-километров (ткм), что на 5% больше показателей 2007 года, сообщила пресс-служба ОАО «Российские железные дороги». При этом погрузка грузов по всей сети железных дорог РФ в 2008 году снизилась на 3%, до 1 млрд 304 млн тонн грузов.

 Однако в декабре 2008 года грузооборот составил 179 млрд тарифных ткм, что ниже показателей декабря 2007 года на 15,1%. В этом же месяце было погружено 85,9 млн тонн грузов, что на 30,6 млн тонн грузов меньше показателя декабря 2007 года. Таким образом, снижение этого показателя составило 26,3%.

 По данным участников рынка, на сети российских железных дорог РФ в конце декабря простаивало около 200 тысяч вагонов — примерно 20% от всего парка подвижного состава.

 По результатам октября падение грузоперевозок железной дорогой составило 3,2%. В ноябре тенденция усилилась — падение составило уже 20%. Причем в конце ноября в РЖД готовились к снижению плановой погрузки в декабре на 28%. Но по данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), за первые три недели декабря падение грузовых перевозок уже составило 28% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

 Александр Любинский, представитель компании «Финтранс» (ГК «Илим»), в интервью BFM.ru отмечает, что в декабре 2008 года компания перевезла на 25% меньше целлюлозы и бумаги по сравнению с предыдущими месяцами.

Прогнозы РЖД на 2009 год выглядят чуть лучшими, чем ее показатели в декабое 2008 года. Так, монополия пока не внесла изменения в свои инвестпрограмму и финансовый план, согласно которым в целом за год падение грузоперевозок должно составить 19%.

 РЖД надеется, что часть ее убытков возьмет на себя федеральный бюджет. Так, правительство РФ уже пообещало выделить монополии в 2009 году 41,5 млрд рублей для сочинских проектов в рамках полготовки к Олимпиаде, еще 50 млрд рублей компания получит в качестве компенсации за выпадающие доходы от роста тарифов не на 18,7%, как планировалось еще летом, а только на 12,4% (всего тарифы будут повышены дважды — с 1 января на 5%, а в середине
года — на 5,7%). Также глава РЖД Владимир Якунин заявлял, что государство также рассмотрит возможность выделения до 100 млрд рублей через увеличение уставного капитала монополии. Еще около 150 млрд рублей в 2009 году РЖД рассчитывает получить за счет облигационных займов.

 Вслед за мировым падением грузоперевозок морским и речным транспортом началось оно и в России. Пока Федеральное агентство морского и речного транспорта не оглашало официальные цифры. Ранее глава ведомства Александр Давыденко заявлял, что по итогам 2008 года «мы выйдем в ноль, либо будет небольшой рост. Однако по прогнозам компании InfraNews, грузооборот российских портов снизился в 2008 году примерно на 1% (до 447 млн тонн), а в 2009 году падение составит 4-4,5% (до 427-428 млн тонн).

 Пока известны лишь официальные результаты по отдельным бассейнам. Так, в 2008 году грузооборот в Азово-Донском бассейне сократился на 10,8% (до 19,05 млн тонн). Например, с конца октября 2008 года полностью прекратился экспорт серы через порты бассейна из-за отсутствия спроса на нее на мировом рынке. Импорт глинозема по итогам года снизился на 17% до 201,3 тысяч тонн, экспорт металлолома через порты бассейна уменьшился на 33,3% до 1308 тысяч тонн. Значительный рост был отмечен только при импорте цемента — в 4,9 раза до 1,45 млн тонн.

 По прогнозам аналитика «ВТБ Капитала» Елены Сахновой, в 2009 году снижение объемов перевозимых грузов составит около 15%. «Основной грузопоток приходится на три категории: уголь, металлургия и стройматериалы — сейчас во всех этих секторах наблюдается спад производства. Например, в стройматериалах — около 40%, а в сфере производства коксующегося угля (используется для производства угольного концентрата, востребованного в металлургической промышленности) — на 50%», — отмечает она в интервью BFM.ru.

 По мнению аналитика УК «Капиталъ» Федора Наумова, значительное снижение грузоперевозок свидетельствует о серьезности проблем в промышленных отраслях и о снижении экспорта. «О значительном снижении объема грузоперевозок РЖД сообщает уже не первый месяц, что свидетельствует о серьезных проблемах в металлургии, автопроме, строительной отраслях. Спрос на продукцию предприятий упал, а вывозить товар на экспорт для некоторых отраслей (для металлургии, к примеру) стало невыгодно. Спад в промышленности свидетельствует и о том, что кредитная активность не оживилась. Предприятия по-прежнему не могут получить кредиты. Данные января будут еще хуже, чем декабрьские», — говорит он в интервью BFM.ru.

 Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании «ФБК», в интервью BFM.ru отмечает, что по показателям РЖД можно безошибочно судить об их состоянии. «Железная дорога перевозит то, что страна произвела. Промпроизводство в ноябре упало на 8,7%. Тогда грузооборот снизился на 10-12%. Я рискну говорить о том, что в декабре по сранению с ноябрем объем промпроизводства снизился еще на 12%. В ближайшие дни мы увидим официальные данные Росстата — можно будет сравнить», — дополняет он. — «То, что происходит сейчас, в медицине называется «шок». По оптимистичному сценарию мы увидим по итогам 2009 года снижение ВВП на 4%, по пессимистичному — на 15%».

 Наихудшие результаты для экономики России в показателях РЖД увидел президент центра «Неокон» Михаил Хазин. По его оценкам, падение ВВП в I квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составит 25%, а по перевозкам еще больше. «Исходя из того, что за три месяца падение объема перевозок составит 30-35%, то помесячно мы и дальше будем наблюдать ту же картину, что показывают данные РЖД за декабрь», — сказал Хазин в интервью.

С уважением, Ориент Лайн

 

Читайте также:
 ВМФ России на защите контейнерного бизнеса Maersk от пиратов
 Оборот контейнерных теримналов Дальнего Востока превысил 1 млн. TEU
 Борьба с серым брокерством: прогноз благоприятный
 ФТС России предлагает перевести контейнерные перевозки с автодорог на железнодорожные или морские пути